Рок-н-ролл Шевроле Камаро

В это трудно поверить, но в России начинается эпоха легендарных автомобилей прошлых лет. Не успели любители классики выкатить на улицы столицы свои шедевры для участия в ретроралли, как на дорогах уже появились muscle cars, легендарные американские автомобили конца 60-х.

Седан Шевроле Камаро

Когда встречаешь такие автомобили, возникает чувство, что время идет вспять. В них живет совсем другой дух, отражается другая культура и другая эпоха. Это сегодня мы можем позволить себе любоваться современными машинами (увы, не наших марок), вальяжно разъезжающими по дорогам, а 30 лет назад все было иначе. И большинство шедевров мировой автоиндустрии тех лет прошли мимо нас, лишь некоторые из них случайно мелькали в журналах или в прошедших строгую цензуру зарубежных фильмах, но это были редкие исключения. Хотите верьте, хотите нет, но я, да и не я один, до сих пор ощущаю это чувство голода по автомобилям прошлых лет, о существовании которых мы узнавали случайно и которых “живьем” никогда не видели. Не видели до недавнего времени. И если сегодня всевозможными современными моделями Ferrari и Lamborghini на столичных улицах можно удивить разве что приезжих, то о появившемся на наших дорогах 35-летнем седане Шевроле Камаро этого не скажешь. И не только потому, что это первая подобная машина в России. Camaro – автомобиль из легендарного прошлого, и это здорово, что сегодня у нас есть возможность прикоснуться к истории.

Прикосновение к легенде Chevrolet

Не обязательно знать возраст и страну происхождения Chevrolet Camaro SS – достаточно на него взглянуть, и в нем сразу определишь типичного “американца” конца 60-х – начала 70-х. Длинный широкий капот с чуть выраженным выступом свидетельствует о мощи большого мотора, воздушный фильтр которого и является причиной появления таких “мускулов”. Две фары, две “противотуманки” под бампером и признак спортивности автомобиля тех лет – нижний спойлер. Число “396”, изображенное у начала крыльев, сразу за фарами, продолжает внушать уважение окружающим – это объем двигателя в кубических дюймах (6489 куб. см). Но и это еще не все. На передних крыльях, на радиаторной решетке и на задней панели под спойлером выделяются буквы “SS” (“Super Sport”), относящие этот автомобиль к высшей касте моделей Camaro первого поколения.

Выступающее на передних крыльях ребро жесткости подчеркивает стремительность Camaro. Оно идет от колесной арки, где установлены непривычные глазу узкие колеса, исчезает на двери и снова появляется на “мускулистых” задних крыльях. И здесь с изумлением отмечаешь, что, в отличие от передней оси, под задними арками скрываются широкие шины, из-под которых видны мощные усилители рессор задней подвески. Впечатляет? Все это вносит неповторимые штрихи в “портрет” Camaro, а завершают грозный облик две широкие белые полосы, проходящие по всему автомобилю. Именно такие полосы, но только оранжевые на белом фоне были на пейс-каре Chevrolet Camaro, открывавшем в те годы знаменитые гонки Indy-500.
 

Интерьер под стать экстерьеру. Конструкция ручек дверей почти как у ГАЗ-24 первых выпусков: нажатие кнопки, и широченная дверь открывает доступ в эпоху конца 60-х. Усаживаясь, задел чуть отошедшую от основания кузова обивку салона. Ничего страшного, ведь этому купе уже под сорок, реставрацией салона никто не занимался, и последствия всех испытаний, пришедшихся на его долю, налицо.

Если во внешности Camaro дух истинного “стритрейсера” подчеркивают лишь шины разной ширины и усилители рессор, то салон работает на этот имидж в большей степени. В 4-местных купе водитель и передний пассажир никогда не были обделены пространством, тем более в американских машинах, где на одного человека всегда приходилось “больше автомобиля”, чем у “европейцев”. Сиденья стандартные и по тем временам очень удобные. У них еще нет боковой поддержки, а ремни безопасности тогда только появились, и застегиваются они, как в пассажирском авиалайнере, вокруг пояса, хотя, судя по характеру машины, здесь нужны минимум четырехточечные ремни шириной 3 дюйма, иначе при столкновении голова водителя испытает на прочность обод рулевого колеса, а он сделан из алюминиевого сплава.

Салон Camaro Chevrolet

На первый взгляд в салоне все просто: педали “газа” и тормоза, стильный руль (только зачем здесь магнитола, ведь кроме рева мотора, хруста трансмиссии и шума ветра все равно ничего не слышно?)...

В салоне Camaro интересна каждая деталь, будь то регулятор положения рулевой колонки или кулиса переключения АКП, в которой есть два диапазона – “горячий” для старта с места и более щадящий для спокойной езды. Плюс красная кнопка на кулисе для включения подачи “нитроса” в нужный момент. К счастью, баллон не установлен и возможности испытать ощущения с непредвиденными последствиями от случайного нажатия красной кнопки у меня не будет.

На левой передней стойке “прописались” датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла. На место спидометра установлен тахометр с красной зоной на 7500 об/мин. Еще левее – центральный пульт включения подачи “нитроса”, но самое захватывающее впечатление производит пульт запуска двигателя.
От винта!

Пульт седана Chevrolet Camaro

...а потом взгляд падает на необычный пульт с шестью клавишами, рычаг КП и непонятный провод, тянущийся к панели приборов. Нет, в этом автомобиле невозможно удержаться от соблазна окунуться в атмосферу былых времен!

На пульте запуска мотора Шевроле – шесть клавиш, последовательное включение которых напоминает запуск двигателя истребителя: сначала зажигание, потом топливный насос, после чего раздается жуткий гул со стороны бензобака, затем насос помпы, дополнительные элементы питания и далее по порядку. И когда доходишь до кнопки “Start”, уже готов к тому, что сейчас должно произойти что-то невероятное. И оно происходит! Вибрации от первых оборотов коленвала передаются через кузов и встряхивают все тело. Салон наполняется запахом бензина, гулом трансмиссии и урчащим басом мотора мощностью почти 400 “лошадок”. На улице жара, но в пот бросает, кажется, вовсе не от этого!

Некоторые технические характеристики Chevrolet Camaro SS 1969 г.

Габариты, мм

4724х1880х1298

Снаряженная масса, кг

1596

База, мм

2743

Тип двигателя

бензиновый V8

с четырехкамерным

карбюратором

Рабочий объем, куб. см

6489

Макс. мощность, л.с./об/мин

375/5600

Макс. момент, Нм/об/мин

563/3600

Трансмиссия

автоматическая

2-диапазонная

Шины спереди

165/50 R15

Шины сзади

275/50 R15

Макс. скорость, км/ч

202

Время разгона 0–60 миль/ч, с

6,8

Расход топлива (трасса), л/100 км

18–20

Объем бака, л

68

Вам не доводилось летать на пилотажном “Як-52”? При разгоне на Camaro испытываешь похожие ощущения: полный “газ” и та же тряска, правда, вместо РУД (рычаг управления дросселем на самолете) здесь рычаг КП, который в момент интенсивного разгона передвигаешь на передачу выше, а вместо взлетной полосы – Рижское шоссе. “Сотню” с места, при которой “Як-52” отрывается от земли, Camaro достигает в мгновение ока и динамично продолжает разгон, конца которому, кажется, не будет. Ветер в лицо, мотор тянет, как локомотив, а вокруг звучит целый оркестр: аэродинамические шумы дополняют голос “породистой” V-образной “восьмерки” с одним четырехкамерным карбюратором. Подвеска жесткая, трясет на малейшей неровности. Люфт руля, узкие и несбалансированные передние колеса делают управление Camaro на высоких скоростях настоящим испытанием, а в затяжных поворотах отсутствие гидроусилителя заставляет вцепиться в “баранку” что есть сил.

Прописав” повороты дорожной развязки, мы возвращаемся на шоссе и мчимся обратно в город. После 5500 об/мин звучание оркестра дополняют стоны коробки передач и завывания заднего моста. А мотор уже успел “съесть” чуть ли не 10 л топлива за какие-то 25 км. Для “уличного бойца”, который, по словам его владельцев, должен делать как минимум два десятка стартов с места в день, такой режим – предел, и нудная езда по загородному шоссе превращается в настоящую пытку, ведь двигатель и трансмиссия “американца” настроены на первые сотни метров после зеленого сигнала светофора.

Ночной дозор

В жаркий летний день Camaro не самое лучшее средство передвижения по мегаполису, зато с наступлением сумерек автомобиль в бликах от городского освещения притягивает взгляды окружающих

Если бы главные герои нашумевшего отечественного блокбастера ходили по следам “ночных охотников” не на доживавшем свой век “зилке” (оснащенном, кстати, тоже V-образной “восьмеркой” объемом всего 6 л), а на Camaro SS, пусть и выпуска 1969 г., это выглядело бы более впечатляюще. Да и на спецэффектах могли бы сэкономить, ведь Chevy не надо искусственно ускорять и зрительно добавлять динамики, этот автомобиль и так хорош, особенно на московских улицах. Вот когда жизнь тусовочная начинается – после девяти вечера. На улицы столицы все, кому есть чем гордиться, выкатывают свои автомобильные шедевры. Городское освещение преображает вечернюю Москву. Витрины бутиков радуют глаз своеобразием дизайна, проходящие мимо стильно одетые девушки – стройными фигурами, а проезжающие по улицам автомобили разных марок – ослепительным блеском лакокрасочного покрытия. Пожалуй, самое время щегольнуть своим “железным другом”, привлекая всеобщее внимание.

Признаться, я не любитель без нужды выжимать из тестируемого автомобиля все соки, но тут сам Бог велел, ведь для этого “американца” резвые старты с места – как для жителя Москвы глоток свежего воздуха. Вырулив на Садовое кольцо, я “ловлю” красный сигнал светофора и протискиваюсь в первый ряд. Включаю пониженный режим, правой ногой чуть прибавляю “газ”, а левой жму на тормоз и придерживаю “табун” необузданных “скакунов”, готовых сорваться с места в любую секунду, причем всю эту мощь я чувствую спинным мозгом. Ощущения такие, словно сидишь на пороховой бочке за миг до взрыва. Солидный бас, доносящийся из выхлопных труб, уже приковал к этому почти 5-метровому автомобилю взгляды пешеходов и владельцев соседних машин, затаившихся в предвкушении дальнейших событий. Вибрации Camaro достигли предела, и кажется, что, если бы не зеленый сигнал светофора, “американца” просто разорвало бы на части.

Полный “газ” и мощный толчок в спину вызывают невероятный всплеск эмоций. Вот за что так любили эти автомобили! Нескончаемый поток ощущений за умеренную цену. Скажу честно, был бы “нитрос”, в этом состоянии нажал бы кнопку “форсаж”. Впечатляющая динамика сопровождается тряской, визгом покрышек (которые прыгают, словно мячи, отчего задок машины приходится постоянно “ловить”), ужасающей симфонией в исполнении 6,5-литрового мотора, доносящегося из выхлопных труб рева и пронзительного крика перепуганной спутницы. Не успеваем мы пролететь первые сотни метров, как в зеркале заднего вида я вижу мчащегося за нами и вставшего на заднее колесо байкера, видимо, не ожидавшего такой прыти от нашего автомобиля. Согласно техническим данным, до 100 км/ч с места заводской Camaro SS разгоняется за 6,8 с, что всего на 0,4 с медленнее современного Porsche Boxster, но наш “спринтер” достигает “сотни” минимум на секунду быстрее! С динамикой торможения у “американца” весом полторы тонны все не так идеально, как с динамикой разгона, но здесь есть гидроусилитель тормозов, и к ним, учитывая специфику машины, особых претензий нет. Сбросив обороты, мы минуем тоннель и, оставив там эхо, продолжаем путь. До 2500 об/мин Camaro ведет себя спокойно, а в салоне все та же мелодия: приятно урчит мотор, чуть шумит трансмиссия. Все точно так же, как в конце 60-х.

Конец 60-х. Холодная война в разгаре, но разделенный на два полюса мир продолжает дарить обществу свои таланты. На музыкальном олимпе господствуют “Битлз”, “Роллинг стоунз” и Элвис Пресли, в Советском Союзе на экраны выходит гордость отечественной киноиндустрии – знаменитый “Андрей Рублев” Андрея Тарковского, а компания General Motors, удивленная популярностью Ford Mustang, осенью 1966 г. выводит на рынок его конкурента – Chevrolet Camaro. Это было первое поколение Camaro, выпуск которого продолжался с 1967 по 1969 г. За три года было продано более 700 тыс. таких машин, причем цена самого дорогого варианта Camaro SS по тем временам составляла чуть более 3500 долларов. Поклонники Camaro могли выбрать автомобиль с любым двигателем, начиная от рядной “шестерки” объемом 4,1 л (155 л.с.) и заканчивая знаменитой V-образной 6,5-литровой “восьмеркой” (375 л.с.). Кроме того, была выпущена ограниченная партия автомобилей с мотором V8 объемом 7 л и мощностью 435, 450 и 500 л.с. В зависимости от модели на Camaro устанавливались разные коробки передач: механическая 3- или 4-ступенчатая с расположением рычага на рулевой колонке или на полу, причем будущий владелец мог выбрать из двух соотношений передаточных чисел – сближенного и растянутого, а также два варианта коробки-“автомата” – 2-диапазонная для стритрейсеров и 3-диапазонная для людей с более спокойным темпераментом.

Camaro

Chevrolet Camaro 1969 г., предоставленный нам на тест компанией “Дедушкины конюшни”, подготовлен специально под старт с места на дистанции 400 м. У него предельно простая подвеска: спереди независимая на А-образных рычагах со стабилизатором, сзади – мост на продольных рессорах. Во избежание больших крутильных колебаний, возникающих при резких стартах с места, рессоры усилены специальными балками. В результате при довольно высокой посадке автомобиля его клиренс уменьшился до 60 мм. Тормозная система оснащена современным гидроусилителем, спереди установлены вентилируемые дисковые тормоза, сзади – барабанные, хотя сравнительно небольшая размерность шин на передних колесах заметно снижает эффективность дисковых тормозов. С другой стороны, даже при таких узких передних колесах из-за отсутствия гидроусилителя поворот руля на месте требует значительных физических усилий. Зато Camaro SS полностью оснащен всем необходимым для применения “нитроса”, при использовании которого не надо крутить упругую “баранку” – машина, словно снаряд, будет лететь только прямо.

Как заверяют нас владельцы, с запчастями на такой автомобиль и страхованием проблем нет и они готовы предоставить будущему хозяину машины достойное сервисное обслуживание. Осталось только найти желающих выложить около 60 тыс. евро за частичку американской истории, которая уже вряд ли когда-нибудь повторится.

«Нитрос»

“Нитрос”, или закись азота, – газ с химической формулой N2O, применяемый в медицине для наркоза. При температуре около 500°С разлагается на азот и кислород. Именно это его свойство и используется для форсирования двигателя. При подаче закиси азота в камеру сгорания в нее фактически подается дополнительное количество кислорода, и, следовательно, туда можно подать больше топлива и получить более высокую мощность. Правда, использовать “нитрос” можно в довольно короткий промежуток времени, иначе не выдержит стандартный мотор. Такие системы применялись еще на истребителях времен Второй мировой войны, а сегодня “нитрос” популярен у стритрейсеров.

Мелодии прошлых лет Camaro

Это было интересное время, когда едва ли не каждый мог позволить себе купить за приемлемую сумму Ford Mustang, Pontiac GTO, Shelby Cobra или Chevy Camaro с мотором объемом под 7 л. С помощью небольших переделок – например, установки выступающего над капотом динамического наддува – musclе car получал невероятную динамику разгона. Дешево и сердито! А потом, в начале 70-х, грянул кризис, и серийное производство таких машин стало нерентабельным. Сегодня это история, и автомобили тех времен – достойный экспонат любой коллекции. Мало того, такой автомобиль, как Chevrolet Camaro, – отличный “энерджайзер”, причем вряд ли какая-либо из современных моделей подарит подобные эмоции. В этих машинах есть все – и история, и американский дух, и непоколебимость имиджа, и даже своя мелодия, издаваемая V-образной “восьмеркой”, агрегатами трансмиссии и рассекаемым воздушным потоком. И если бы меня спросили, с каким музыкальным стилем ассоциируется эпоха musclе cars, я бы сказал, что Camaro SS – это рок-н-ролл!